Lasciate ogne speranza voi che entrate
Главная | Каталог статей
 
Воскресенье, 19.05.2024, 18:54
| RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [33]
Всякое, левое... [4]
Философия [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 82
Главная » Статьи » Философия

Доброкачественное образование или Сто клавиш познания...
...Сентябрь обычно ассоциируется с началом учебного года. Дети - в школу. Цветы - учителям. А компьютеры, разумеется,- и здесь светлое будущее. Как всегда! Идиллическая картинка захватывающих перспектив, без которой не обходится ныне ни один общепитовский разговор об образовании: сидит себе ребенок/студент с компьютером, и ничего-то ему больше не надобно. Умные обучающие программы устроены так, что нагрузят познаниями любого идиота; в "бескрайних просторах Сети" "безбрежный океан знаний" доступен для каждого, имеющего пальцы (мозги не обязательны); а преподаватель сидит себе за администрирующей машиной и всего лишь благостно контролирует благородный образовательный порыв своих учеников... Лепота! Но прежде чем мы выразим свои злонамеренные сомнения в этой идиллии - парочка авторских отступлений. На первый взгляд они не будут иметь к теме никакого отношения. И на второй. Но не беспокойтесь, под конец я расшифрую свои вольные ассоциации... ИЗ ЖИЗНИ ПРОГРЕССА ...Ехал я тут однажды из Адлера в Москву на фирменном поезде, в новом купейном вагоне, построенном "на уровне мировых технологий". Кроме серо-голубого металлического дизайна, живо напоминающего зубоврачебный кабитет, в вагоне наблюдались следующие прогрессивные элементы: - мощный кондиционер в каждом купе, в связи с наличием которого окна были сделаны неоткрывающимися; - пепельницу в тамбуре заменила простая щель в стене, за которой скрывался контейнер с дезинфецирующей жидкостью. То есть бычки, не туша, можно просто кидать в означенную щель. Первые часы поездки были вполне комфортны. И прохладно, и из тамбура не воняет. Затем поезд начал, как это в России принято, по часу стоять на каких-то перекрестках, а в промежутках - ползти подобно раненой черепахе. И тут-то выяснилось, что кондиционеры работают только на полном ходу... А открывающиеся окна, повторяю, конструктивно упразднили, а на дворе 40 по Цельсию... Затем проводница забыла поменять контейнер в тамбуре. Но бычки продолжали лететь в щель и в один прекрасный момент загорелись все разом... Короче, под конец путешествия модный и прогрессивный вагон очень напоминал знаменитые эсэсовские "газен-вагены", применявшиеся для научно-промышленного решения еврейского вопроса. Мораль? Мораль - потом. Пока - второе алаверды. ...Неделю назад по телевизору показали американский фильм "Робинзон Крузо". Причем в начале фильма в титрах честь по чести указано - "по роману Даниэля Дефо", а в конце даже идет подробная биографическая справка про Дефо (мол, жил тогда-то, написал еще то-то и то-то)... Короче, для неосведомленного человека фильм выглядит честной экранизацией. На самом деле он является подловатым извращением, созданным с пропагандистски-политкорректными целями и выворачивающим главную идею знаменитого романа буквально наизнанку. Главный герой фильма - Пятница. Он постоянно выручает Робинзона. Он морально побеждает Робинзона в дискуссии о религии, когда наглый европеец пытается навязать своего бессмысленного Бога (sic!!! Вспомните, кто читал, как это выглядит у Дефо!). Он поддерживает Робинзона и не дает ему впасть в уныние и бездеятельность (м-да... у Дефо вообще-то Крузо черпал силы в молитве...). Наконец, ценой своей жизни Пятница помогает Робинзону выбраться с острова и вернуться домой... Да, кстати, любопытный штрих. Остров находится не в Вест-Индии, а у берегов Африки, так что Пятница - не индеец, а негр... Теперь все ясно, верно? Из книги, показывающей, как с Богом в душе энергичный европеец преодолевает все преграды,- состряпан фильм, демонстрирующий, как негр морально выше вялого европейца с его жестоким и несправедливым Богом... Одно меня изумляет: неужели для политкорректности нельзя было экранизировать какую-нибудь классику, где цветные действительно выглядят возвышенно? Ну, взяли бы "Чингачгука" Фенимора Купера, заменили бы там тоже индейца на негра, подумаешь! Зато не пришлось бы переписывать "с точностью до наоборот" всю идеологию экранизируемой книги... Хотя, может быть, это затеяно специально? Ведь, как известно, рядовой американец (да и европеец) классику не читает... Сколько народу, посмотрев этот фильм, останутся в твердой уверенности, что именно такую книгу Дефо и написал? Ведь титры намекают, что перед нами вполне корректная киноверсия, чуть ли не учебное пособие... Так вот, к чему это я? А МЫ ЭТОЙ КОРОЛЕВСКОЙ ПЕЧАТЬЮ Унекоторых метафор — удивительная судьба. Они не умирают, но трансформируются. Как известно, в книжке Марка Твена «Принц и Нищий» означенный нищий, оказавшись на троне, приспособил королевскую печать для колки орехов. Эта история стала всемирной поговоркой — а поговорка с течением времени видоизменилась (в соответствии с нуждами прогресса). Теперь мы говорим «Микроскопом гвозди заколачивать». Так вот, практика использования королевских печатей и микроскопов особенно широко распространена в нашей богоспасаемой стране. Это — национальная традиция, аксиома, нечто незыблемое, как законы природы. Этим нельзя восхищаться, но по этому поводу бессмысленно негодовать. К этому надо приспособиться. Нужно просто всегда учитывать данную особенность «национального прогресса», как архитектор учитывает силу тяжести, а корабельщик — сопротивление воды... Когда же в России пытаются что-то сварганить по западной кальке, не делая никаких поправок,— результаты всегда плачевны. Собственно, к этому и вела первая из рассказанных выше историй. Если по национальным железнодорожным обрядам поезд половину времени стоит — «прогрессивный вагон» превращается в душегубку. «Морально устаревшая» конструкция 60-х гг. была бы куда лучше... Собственно, любые «проекты третьего тысячелетия», проводимые у нас без специфической коррекции, ждет и будет ждать такая же судьба. Компьютеризация образования — не исключение. Действительно. Давайте подумаем — для чего, собственно, вообще нужно образование? Вопрос кажется безумным, а вот вы попробуйте ответить просто, ясно, а главное — честно... (Примечание. Возможно, все, что автор думает по этому поводу, справедливо не только для России, но и для всего мира. Однако за весь мир я говорить не готов, хотя некоторые сообщения СМИ и наводят на грустные мысли...) Так вот, если говорить честно, то образовательную цепочку надо бы разделить на три этапа. Сперва — «начальная школа» (здесь я имею в виду не официальные младшие три класса, а курс где-то по 7–8 класс — то, что раньше называлось «неполное среднее»). Это то, что реально требуется в последующей жизни каждому. Здесь учат читать-писать-считать, зачаткам прочих знаний, и — в идеале — учат немножечко думать. Ничего плохого не скажу про обучение «информатике». Разумеется, общаться с компьютером в XXI веке должен уметь каждый. Хотя бы потому, что это, судя по всему, скоро станет единственным умением, требующимся от человека не-физического труда. Но только вот писать-считать человек должен учиться с помощью собственных мозгов... Потому что если эти умственные процессы заменить механическим нажиманием на кнопки, от дрессированной обезьяны ваш ребенок будет отличаться только количественно (шимпанзе свободно ориентируется в трех кнопках, а ребенок — в сотне...). Уже сейчас я наблюдаю довольно любопытное явление: продавцы в палатках и магазинах, будучи лишены калькулятора или кассового аппарата, не в состоянии сложить в уме две-три цены. Причем если в советское время подобные «ошибки» случались только в сторону завышения суммы (и, стало быть, были вовсе не ошибками...), то ныне, точно по статистике, продавец в 50% случаев ошибается в мою пользу, то есть на самом деле не умеет считать... ...Да, большинство моих знакомых (редакторов, журналистов и менеджеров) тоже этого не умеют, только для них это менее критично... И это — всего-навсего плоды распространения калькуляторов! Что будет после экспансии карманных ПК — остается только гадать... Говорят, половина американцев уже и писать от руки не умеет, что вызывает серьезные проблемы с выписыванием чеков и штрафных талонов... Впрочем, решать эту проблему собираются не «отсталым» методом обучения рукописи — а прогрессивно, заменив вообще все рукописные формы на электронные. ...Но как вы думаете, когда у нас в стране отомрут рукописные формы? Далее идут старшие классы (где-то 8–11-й). Тут я буду краток, ибо выскажу ересь. По моему глубокому убеждению, эти классы являются всего лишь подготовкой к высшей школе, причем подготовкой весьма сомнительного качества. Все равно потом в хорошем институте первые полтора-два курса посвящены переучиванию школьных предметов на новом уровне... Далее — высшая школа. Давайте опять же будем честны, ага? Только 20% студентов учатся с целью получить знания. Остальные в нашей стране (а может, и во всем мире) «учатся» с целью получить диплом. Ведь для устройства на хорошую работу и для успешной карьеры требуется не высшее образование, а документ об этом образовании... (Только не возмущайтесь, но вы же и без меня это знали! Или что — есть темы, которые публично поднимать неприлично? А если вы идеалист и не верите таким циничным словам — ну проведите эксперимент... в зависимости от семейного положения — сами или со своим ребенком... Добудьте программы престижного вуза, добудьте курсы, займитесь самообразованием, одолейте все, превзойдите науки в высшем объеме, но неофициально — а затем смело пытайтесь пробиться туда, где в требованиях к соискателю написано «в/о»...) Так вот что очевидно. До сих пор даже тому большинству, которое училось за-ради корочки, приходилось что-то действительно учить-зубрить. Ужасная, устаревшая вещь «зубрежка», как на нее ополчились все апологеты «современного образования»!.. Между тем только она в этих случаях давала гарантию, что будущий «дипломированный специалист» хоть что-то по специальности знает, что хоть что-то застряло в его мозгах... Ныне этот анахронизм устранен. Говорят, скоро и экзамены отменят. За ненадобностью, а как же! Ведь экзамен — форма недоверия к студенту... Впрочем, первый шаг уже сделан. Слышали про модные «испытания в вольной форме»? То есть пишешь сочинение на любую избранную тему или отвечаешь тот билет, какой хочешь,— и свободен... Компьютерные образованцы мотивируют это так: поскольку в Интернете все равно доступна любая информация, зачем же насиловать зубрежкой человеческие мозги, если можно в любой момент кнопочку нажать? Правда, по такой логике получается, что формальное высшее образование (с дипломами, университетами и т. д.) вообще не нужно. И этот вывод, кстати, я готов принять: в большинстве случаев те самые 20% студентов, что реально учатся, осваивают науку именно путем самообразования. Но именно этот вывод «образованцы» не сделают никогда: ведь им требуется больше денег, а не меньше... Внесем ясность. Автор опять же не полный мракобес. Интернет, компьютерные обучающие программы и т. д. и т. п.— штуки полезные. Они — аналог университетских библиотек и курсов лекций. Но не более. Каждый бывший или нынешний студент из числа упомянутых 20% «ботаников» знает две вещи: — реально эффективным способом обучения (тренировки мозгов, осознания полученной информации) являются лишь семинары, то есть живое, плотное, обоюдное общение небольшой группы учеников со специалистом; — единственный случай, когда «живая лекция» лучше, чем учебник (компьютерный ли, книжный ли учебник), — когда имеется лектор-от-Бога, выходящий за пределы курса, оперативно реагирующий на вопросы и настроение аудитории, умеющий увлечь слушателей своим предметом. Общий вывод. Нормальное образование — сочетание информационного блока и живого искусства преподавателя. Именно искусства! И тут никакая программа ничего никогда не поделает. А информационный блок может быть любым. Замените библиотеку на Интернет, пюпитр на монитор, курс лекций перепишите с книги на CD — что изменилось-то? Всего лишь техническая сторона дела. Всего лишь наряд. Нет, конечно, у нас испокон веку «встречают по одежке»... но «провожание по уму» пока еще никто не отменял... А попытки вторгнуться с информационной дубиной в суть процесса, изменить сами вековые формы обучения на практике приведут лишь к тому, что расплодятся липовые «информационные институты XXI века». Каковые, прикрываясь лозунгами прогресса, информатики и самообразования, будут заниматься лишь более-менее замаскированной продажей дипломов... Впрочем, чего это я — в будущем времени? Собственно, так оно уже и есть, верно? Но при всем при том невежда со знанием клавиатуры и дипломом в кармане — это наименее опасный продукт «образования XXI века». Ведь дальнейшая тенденция — это безмозглый «кирпичик общества», зомби с дипломом... ДРУЖНО, ШАГОМ, ШАГОМ... Настало время расшифровать второй пример. Про Робинзона и Пятницу. Его связь с темой разговора проста. Достаточно представить себе этот замечательно-политкорректный фильм как учебное пособие… Собственно, де-факто он таковым уже является. Как уже сказано, сотни тысяч людей именно по этому подлому фильму составят впечатление о книге Дефо. Бессмертный текст, почти 300 лет бывший драгоценной частью культурного наследия человечества… убит и уничтожен в одночасье силами массмедиа. Его место занял кастрированный, плоский, пошлый, политкорректный ублюдок. Между прочим, еще раз — о силе предвидения авторов антиутопий. В неоднократно цитируемом мною «1984» Дж. Оруэлла именно так поступают со всей старинной классикой. Ее не уничтожают и не скрывают в Госхране — ее тщательно переписывают на новояз, и «Король Лир» становится панегериком Старшему Брату… А ведь это всего-навсего фильм. Только лишь первая стадия «виртуализации» текста, первый этап «вторжения средств мультимедиа во все отрасли человеческой культуры». Когда образование станет полностью «интерактивным» — что помешает добрым политиканам и гуманистам переписать по этому рецепту всю классику? Подтасовать культурное наследие человечества в целях воспитания гуманистистического, интернационалистического и толерантного человека будущего? Да что там классика! А история? Какие богатые возможности откроются перед ее переписчиками, когда вся информация перейдет в электронную — в виртуальную! — форму! Уже сейчас 90% американцев не в курсе, на чьей стороне СССР воевал во Второй мировой, верно? А через поколение у них уже и при всем желании не будет возможности это узнать. Не по помойкам же лазить, выискивая полусгнившие бумажные книги… «Паранойя», скажете вы? Ну-ну. Конечно, можно считать всех будущих авторов, продюсеров и издателей образовательных программ — честными, принципиальными, добросовестными людьми. Но даже самый добросовестный человек имеет свои взгляды-убеждения, и нужно быть особым аскетом, чтобы (пусть бессознательно) не встроить их в свой продукт… Кроме того, та же история (пока она еще жива) говорит об одном: если есть техническая возможность запудрить людям мозги — ее непременно кто-то где-то реализует. А тут впервые появился шанс совершенно устрашающий — устранить абсолютную ценность классики человечества. Уничтожить ее непререкаемость и неизменность — то, что наподобие костяка цементировало преемственность культуры. Низвести ее до уровня периодических изданий… Да ведь дело даже не в возможном злом умысле. Все «хорошо» и без этого. Сама интерактивность подразумевает — больше картинок, больше мультфильмов и видеовставок,— и меньше текста. Читать — утомительно; чтение, по словам «образованцев», «затрудняет восприятие» (то есть, переводя на честный язык, требует напряжения мозгов). Картинки смотреть не в пример легче… Так что не надо и планетарного заговора политкорректных гуманистов, чтобы всю классику превратить в интерактивные комиксы. Это случится само собою. Соответственно навыки осмысления прочитанного также отомрут за ненадобностью — за отсутствием чтения как такового. А что после этого могут отмереть навыки осмысления вообще — ну кого это волнует… Разумеется, гибель художественной литературы — только одна из перспектив. Вся остальная «интерактивная информационная среда» неизбежно также станет поверхностной, призванной удовлетворять лишь минимально-приличные потребности в знаниях. Возьмите уже существующие электронные энциклопедии. Сравните их по объему текста с книжными «динозаврами». Человек, который уже знает, что такое «трилобит», «амбра» или «бокситы», и залез в интерактивную энциклопедию с целью получить какую-то конкретную справку (скажем, годовые объемы добычи амбры или энергозатраты на добычу тонны алюминия),— такой человек будет ужасно разочарован. И поделом! Этот программный продукт — не для него, отсталого! Этот продукт — для «человека будущего», которому о любой вещи достаточно знать две строчки. Зато — с картинками… Ну и правильно, в принципе. Когда все знают по чуть-чуть всего, но при этом все знают одно и то же и в одинаковой трактовке — это и есть идеальное общество. Достигается полное взаимопонимание; нет причин для споров и дикуссий; мозги не могут породить мучительных «вечных вопросов»… Все шагают в ногу, и никто не глазеет по сторонам — за невозможностью даже подумать о таком неприличии… …В хирургии есть замечательный термин — «доброкачественное образование». Говоря по-простому, это такая опухоль, от которой вроде не умирают, но и жить не живут толком. Никаких излишеств — не пить, не курить, не есть острого-соленого и т. д. И кажется мне: если «компьютеризация образования» не останется в приличествующих ей рамках (новая форма получения справочной информации), то иначе, как «доброкачественным», это образование назвать будет нельзя. Главное — никаких умственных излишеств…
Категория: Философия | Добавил: pytev (03.01.2008) | Автор: Пётр Курков
Просмотров: 520 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Расчет расстояния между городами
От:  
До:  
Через:  
  (на ATI.su)
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024Хостинг от uCoz